Виктория Азарова, победительница Всероссийского конкурса «Большие вызовы-2022», вырастила рапс на засоленных почвах

До 15 февраля продолжается прием заявок на Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы». Любой школьник 7–11-х классов может провести исследование, создать прототип или реализовать проект в другом формате по одному из 13 направлений. На примерах участников конкурса рассказываем о том, в какие проекты можно включиться на «Больших вызовах».

Виктория Азарова из школы № 20 Липецка в 2022 году работала на направлении «Агропромышленные и биотехнологии». Ее разработка была посвящена использованию агро- и биотехнологий в повышении адаптационных свойств сортов рапса. Девушка выращивала культуру на засоленных почвах, исследуя ее адаптационные свойства.

«В настоящее время большие объемы засоленных почв существенно снижают валовый сбор сельскохозяйственной продукции. Эта проблема актуальна и для моего региона, и для других областей страны. Площади таких полей варьируются от 5 до 20 тысяч гектаров. При этом рапс является одной из ведущих технических культур. Его используют во многих отраслях – пищевой промышленности, производстве металлопроката, парфюмерии, косметики и другой продукции. Избыток соли губит эту культуру, урожайность падает. Я проводила эксперимент, чтобы помочь растениям приспособиться к непростым условиям. На соленых субстратах я моделировала свойства солености почвы и фактически выращивала новый сорт», – рассказывает школьница.

Виктория трудилась в лаборатории Липецкого научно-исследовательского института рапса. Здесь у школьницы было все необходимое для реализации проекта. Девушка познакомилась с ведущими специалистами вуза, которые провели экскурсию по лабораториям и проинструктировали ее, как работать на современном оборудовании.

Сначала девушка изучила теоретическую часть, а также проанализировала, велись ли такие эксперименты ранее. Виктория нашла много научных материалов про исследование кислых почв, а вот работ, посвященных ее теме, было немного.

«На первом этапе я занималась подготовкой питательной среды, куда высадила фрагменты листьев рапса для дальнейшей дедифференциации клеточной культуры. После получения каллуса осуществили пересадку на органогенную среду и наблюдали за динамикой развития эксплантатов рапса на засоленных субстратах. Основной задачей нашей работы была высадка растений ярового рапса на засоленных субстратах разной концентрации и определение оптимальных условий развития растений рапса, с которой мы успешно справились. Я определила, что ростки культуры могут полноценно расти и развиваться при показателях 0,5–1% солености почвы», – поделилась школьница.

Виктория продолжила исследования в этом направлении. Сейчас девушка анализирует, как поведут себя саженцы уже во втором и третьем поколении.

С этим проектом школьница прошла на очную июльскую программу «Большие вызовы». Виктория работала на направлении «Агропромышленные и биотехнологии». Девушка в составе команды исследовала генетические взаимосвязи между сортами культурных растений на примере садовой хризантемы.

В этом году Виктория работает над новым проектом в области агропромышленных и биотехнологий. Ее работа связана с молекулярной биологией. Итоги она представит на конкурсе «Большие вызовы» в текущем году.

«Агропромышленные технологии и сельское хозяйство – одна из ключевых отраслей, которая сейчас очень активно развивается. За последние годы в этой сфере произошло очень много открытий, ведется огромное количество новых исследований. Развивая сельское хозяйство, ты не только реализуешь себя в любимой научной сфере, но и вносишь большой вклад в жизнь окружающих. Я вижу, как талантливые исследователи и ученые делают открытия, и мне бы тоже хотелось привнести новое в наш мир», – говорит Виктория.

Прием заявок на конкурс продолжается до 15 февраля. Любой ученик 7–11-х классов из регионов России и стран СНГ может выбрать одно из 13 направлений и разработать в его рамках проект. Подробнее о направлениях можно узнать на сайте конкурса «Большие вызовы».

Источник: https://sochisirius.ru/news/5953