О проекте

Программа призвана стать ответом на эволюционные вызовы неопределенности, сложности и разнообразия современного мира, и связанной с этим необходимости переосмыслить миссию системы образования и школы в обществе. На смену единообразию знаниевого канона, типовых образовательных программ, пониманию человека как средства и капитала должны прийти вариативность деятельности, смыслов, формирования картины мира, персонализация. Фундаментальной ценностью в системе образования становится личность ребенка: разная, самобытная, самоопределяющаяся.

Программы по развитию личностного потенциала

Презентация (.pdf)

Программа по развитию личностного потенциала направлена на расширение возможностей ребенка совершать осознанный самостоятельный выбор целей в своей жизни и путей их достижения. Это подразумевает работу с каждым ребенком в трех ключевых направлениях: помощь в определении мотивов и установок, развитие универсальных компетенций, освоение технологий и инструментов под конкретные типы деятельности и задачи.

Подход Программы соответствует задачам национального проекта «Образование», основным положениям Указа Президента России № 204 от 7 мая 2018 года, а также федеральным государственным образовательным стандартам.

Научно-методологическим фундаментом Программы по развитию личностного потенциала являются следующие научные концепции и школы:

  • Концепция личностного потенциала Д.А. Леонтьева (НИУ ВШЭ);
  • Школа возможностей и педагогика достоинства А.Г. Асмолова (Российская академия образования);
  • Стратегическое проектирование в образовательной организации А.М. Моисеева (МГПУ);
  • Диагностика и проектирование личностно-развивающей образовательной среды В.А. Ясвина (МГПУ);
  • Теория социально-эмоционального развития Е.А. Сергиенко (Институт психологии РАН).

Программа предусматривает разработку, апробацию и распространение комплекта учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста и последующую интеграцию их в систему общего образования в 30 регионах к 2023 году.

Эффекты программы

Развиваем детей и учим их:

  • Ставить цели и достигать их
  • Осуществлять осознанный выбор в ситуации неопределенности
  • Саморегуляции, жизнестойкости и гибкости в определенных ситуациях
  • Управлять своими эмоциями
  • Критически и креативно мыслить
  • Работать в команде
  • Анализировать и оценивать взаимодействие с другими
  • Разрешать конфликтные ситуации
  • Правильно идентифицировать и описывать эмоциональные состояния
  • Понимать свои и чужие ментальные и эмоциональные состояния, их причины
  • Понимать моральные нормы и правила
  • Работать с информацией в разных форматах, в том числе в цифровой среде
  • Анализировать
  • Аргументировать свои выводы
  • Предлагать нестандартные решения
  • Использовать особенности своего мышления для решения задач
  • Планировать и контролировать свой образовательный процесс

Помогаем педагогу:

  • Расти профессионально и не быть лишь транслятором знаний
  • Развиваться личностно
  • Владеть и эффективно использовать инструменты и технологии для разработки новых занятий и развития у детей подструктур личностного потенциала, компетентностей «4К», эмоционального интеллекта
  • Владеть методиками и инструментами оценивания результатов

Перспективы программы

В течение 2018-2023 гг. Программа должна охватить:

  • 30 регионов России
  • Более 2 000 образовательных организаций
  • 24 000 педагогов
  • Более 600 000 детей

В июне 2019 года были подведены итоги первого Конкурсного отбора регионов для участия в Программе. На рассмотрение фонда было подано 32 заявки от органов исполнительной власти в сфере образования субъектов РФ. Конкурсная комиссия выбрала 10 новых регионов-участников, которые присоединились к Программе в 2019-2020 годах:

  • Алтайский край
  • Воронежская область
  • Калининградская область
  • Красноярский край
  • Липецкая область
  • Нижегородская область
  • Республика Башкортостан
  • Республика Татарстан
  • Ульяновская область
  • Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Липецкая область вошла в число регионов участников. Согласно приказа Управления образования и науки Липецкой области № 1003 от 30.08.2019 года ГОАОУ «Центр поддержки одаренных детей «Стратегия» назначен региональным оператором реализации комплексной программы по развитию личностного потенциала в Липецкой области.

Подробнее о программе https://vbudushee.ru/education/soderzhanie-obrazovaniya/programma-po-razvitiyu-lichnostnogo-potentsiala/#link1