Рекомендации по оформлению ученических исследовательских проектов историко-гуманитарного направления

Занятия в научно-исследовательской группе историко-гуманитарного направления предполагают практическую деятельность обучаемых в области краеведения, музееведения, археологии, этнографии, социологии и изучения историко-культурного наследия региона. Работы учащихся могут быть исследовательского характера или проектные.

Исследовательские работы направлены на реализацию научной темы, в которой представлен предмет исследования, научные методы решения и соответствующий научный аппарат. Например, тема: «Парадная гончарная посуда позднеримского времени поселения у с. Ксизово на Верхенем Дону» предполагает изучение отчета (письменного источника), а также всестороннего анализа керамики (форма, технология производства, место находки, статистические и планиграфические наблюдения, сопоставление посуды с другими типами изделий из комплексов и т.д.). Проведенная работа с письменными и вещественными источниками позволит провести сравнительный анализ парадной посуды изучаемого поселения с другими памятниками, на которых археологи обнаружили подобную посуду. Проделанная работа будет подкреплена статистическими данными, что позволит решать в соответствии с поставленной целью и задачами вопросы, связанные с направлением торговых связей, миграциями древнего населения, хронологии, ареалом распространения технологий и др. историческими реконструкциями.

Проектная работа направлена на получение общественно-значимого продукта, например, создание школьного музея, разработка нового экскурсионного маршрута по городу, организация опроса школьников и т.д.

Одной из важных составляющих научно-исследовательской деятельности является полевая, архивная и поисковая работа, без которой порой невозможно получить данные по той или иной теме. Поэтому очень важно уметь планировать натурные исследования, которые возможно оформить в виде проекта. В большинстве случаев, натурные работы школьников могут быть выполнены только при участии научного руководителя. Например, для работы школьника в музейном хранилище, государственном или ведомственном архиве требуется специальное отношение (письмо от организации с просьбой обеспечить работу по теме) и присутствие взрослого. Современное законодательство требует участие взрослых и при сборе информации (натурных исследований), за пределами образовательного учреждения. Таким образом, большинство научно-исследовательских работ должны сопровождаться научным руководителем (консультантом).

Научными руководителями могут быть учителя школы, в которой Вы обучаетесь, педагоги дополнительного образования, сотрудники ВУЗов, учреждений культуры, научных Центров, сотрудники государственной и муниципальной службы, узкопрофильные специалисты. При определенной подготовке учащегося и при наличии проекта исследовательских работ помощь в организации научно исследовательской деятельности могут оказать сотрудники Центра «Стратегия»

Тематика возможных работ может быть самая разнообразная, главное чтобы у обучаемого был искренний интерес к исследуемой теме, а в самой теме - предмет исследования. Хотелось бы сразу предостеречь начинающих исследователей от крупных обобщений при выборе темы. Например, «Древности Липецкого края»- это огромная тема исследования, которую не возможно решить на основании анализа даже 10-15 памятников. Также не возможно решить в школьной работе тему «Липецкий край в годы войны», это огромное по своему содержанию исследование, только на знакомство с основными источниками может уйти несколько лет, а то и десятилетий.

    Еще одна распространенная ошибка при выборе темы - это выбор, посвященный юбилею какой - либо известной личности (210 со дня рождения А.С.Пушкина) или какому- либо событию (60 лет Победы ВОВ). Если мотивация выбора темы является юбилей, то это, как правило, реферативная работа (или компиляция), но если при выборе темы есть новые источники или раннее не известные факты, то есть смысл по другому (более узко) сформулировать тему, а в скобках разместить «к … юбилею…»

Тематика рекомендованных исследовательских работ:

  • «Материальная культура археологического памятника»
  • «Погребальные памятники археологической культуры (эпохи) на территории В.Дона»
  • «Монеты (клады) узкохронологического периода»
  • «Локализация населенного пункта …. на территории Липецкой области».
  • «Характеристика деревянного или каменного домостроения населенного пункта Липецкой области»
  • «Ремесло и промыслы Липецкого края»
  • «Народный костюм»
  • «Изучение музейных коллекций»
  • «История архитектурного памятника»
  • «Письменные источники Липецкого края»
  • «История школы»
  • «Становление Советской власти на территории Липецкой области»
  • «Материалы о Великой Отечественной войне»
  • «Известные земляки»
  • «Воины интернационалисты земли Липецкой»
  • «Культура Липецкого края»
  • «Декоративно прикладное искусство Липецкого края»

Тематика рекомендованных проектов:

  • «Экскурсия по школьному музею, Липецку и Липецкой области»
  • «Организация научного поиска»
  • «Интернет проекты по популяризации региональной истории и культуры»
  • «Экспозиция школьного музея»
  • «Выставочный проект»
  • Проект на «популяризацию и сохранение памятников истории и культуры Липецка»

Этапы выполнения работ

Исходя из практики, выполнение научно-исследовательской работы может содержать следующие этапы:

Подготовительный. На этом этапе определяется тема научно-исследовательской или проектной работы, определяется круг источников, литературы, формулируются цели и задачи исследования, определяется объект и предмет исследования, а также методы изучения источников. Составляется план действий. Формируются опросные листы, анкеты и.д.

Исследовательский. Проводится сбор информации- полевые, источниковедческие и библиографические изыскания, анкетирование, опрос. В соответствии с выбранной методикой обрабатывается материал, составляются статистические выкладки, группируются источники, формируются качественные и количественные показатели, проводится сравнение, поиск аналогий и соответствий и т.д. Производится расшифровка полевых наблюдений, графическое оформление видео фото материалов, расшифровка аудио- визуальных материалов. Подготавливается иллюстративный материал (копируются источники, группируются данные в таблицы, диаграммы, обрабатываются данные фотоофиксации, графической фиксации). Составляется научный отчет о проделанной работе (оформление отчетной документации и передача его на официальное хранение (музей, архив, библиотечный фонд), является очень важной составляющей, так как данные отчета могут служить источником для написания работы).

Заключительный. Проводится написание научной работы или проекта, в соответствии с требованиями. Оформляется письменная и электронная версия работы, группируются приложения. Готовится текст публичного выступления, презентация. В некоторых случаях необходимо готовить заявку, тезисы работы, текст статьи или сценарий.

Во время определения темы научно-исследовательской работы обучающийся должен обладать определенным объемом знаний по теме, которые позволят ему определить степень изученности темы, имеющаяся по этой теме литература, источники. Как правило, такой уровень встречается у школьников довольно редко (если только учащийся на протяжении нескольких лет не занимался в этом направлении). Поэтому очень важно в самом начале пути сформулировать тему работы, предмет исследования, источники, цели и задачи, а также направление поисковой работы а и методы исследования. Для этого необходимо согласовать свою тему с научным руководителем или проконсультироваться у научного консультанта. Хочу обратить внимание, чтобы консультация была предметной, лучше всего попробовать самостоятельно составить информационный лист (развернутую анкету или план-схему) в которой кратко попытаться сформулировать ответы на следующие вопросы:

  • название темы;
  • цель;
  • задачи;
  • объект исследования;
  • предмет исследования;
  • метод исследования,
  • актуальность;
  • степень изученности;
  • сформулировать гипотезу или план действия;
  • известная Вам литература;
  • известные Вам источники.

Например:

Тема работы Священник Петр Зверев в истории села Казаки
Цель Исследование личности Петра Зверева и его роли в истории села Казаки.
Задачи Выявить и изучить письменные источники из государственного архива Орловской области; школьного музея, семейных архивов. Собрать фотоматериалы посвященной теме; выяснить подробности трагической гибели Петра Зверева; выявить роль священника в работе Государственной Думы составитьбиографическую справку священника Зверева;
Объект исследования личность протоиерея Петра Зверева, биография священника, его связь с селом Казаки;
Предмет исследования документы из Государственного архива Орловской области, школьного музея, материалы из семейного архива Н.Г. Пожидаевой, В.Л.Зверева, воспоминания жителей с.Казаки
Актуальность Письменные свидетельства советского времени противоречат мнению жителей села о роли священника. Восстановить историческую справедливость
Степень изученности Тема практически не освещена в литературе. Справочные данные представлены по периоду деятельности в Госдуме .
План действий Изучить материалы из Орловского областного архива, школьного музея, личных архивов жителей с.Казаки, поиск материалов в Интернете. Собрать литературу по теме. Опросить жителей села для выявления информации о священнике и его родственниках. Составить опросные листы и документацию о проделанной работе. Связаться с родственниками, подготовить запросы в воронежскую епархию РГИА, РГАСПИ, центральную районную библиотеку Елецкого района, областную библиотеку Липецкой области. На основании проделанной работы написать научно исследовательскую работу, составить биографию, попытаться составить генеалогическое дерево, разработать предложения об увековеченье памяти известного земляка и обратится в администрацию сельского совета и Елецкого района, оформить раздел экспозиции школьного музея, написать статью в районную газету. Связаться с редакцией т\к «Липецкое время» для съемки сюжета о прославленном земляке.
Методы исследования Анализ, синтез, обобщение
Литература Евлогий (Георгиевский) «Путь моей жизни». М.1994 с. 175. Ольшанский Н.Н. Четвёртая Государственная Дума. Портреты и биографии. СПб., 1913 Рожков В. «Церковные вопросы в государственной думе». М.: Общество любителей церковной истории, 2004
Источники Материалы воспоминаний подполковника в отставке Меркулова А.Г., май, 1977г., г. Липецк.// материалы школьного музея с.Казаки.-НВ-100 Орловские епархиальные ведомости. 1913г. 10 февраля, №6, стр. 165 Орловские епархиальные ведомости. 1913г. № 15-16, стр.52 Орловские епархиальные ведомости. 1918г. № 3, 4, 9 стр.86. Историческая справка за 1905год из архива г. Елец «Отчет о состоянии народных школ Елецкого уезда за 1 875-76 учебный год».: Елец, 1876 год. «Отчет Елецкого уездного училищного совета о состоянии училищ уезда за 1876-77 года».: Елец. 1877 год. «Отчет Елецкого уездного училищного совета о состоянии училищ уезда за 1877-78 года».: Елец, 1878 год. «Отчет Елецкого уездного училищного совета о состоянии училищ уезда за 1879-80 год».Елец, 1880 год.

В процессе подготовки Вы не всегда сразу сможете заполнить все графы ответов на поставленные вопросы, собрать полный список литературы, источников. В будущем, некоторые ваши планируемы задачи и действия отпадут (например Вы не получите отзыв из архива, или в библиотеке нет материалов по этой теме, не сможете найти фотографии, потомков и т.д.), что приведет к корректировке данной таблицы. Бывает, что в процессе поиска Вы не сможете обнаружить материалы по выбранной теме и т.д. Поэтому очень важно, на стадии подготовки научной работы уже иметь определенное количество источников и литературы, а не надеяться что вы все найдете в архиве или в музейном хранилище. Еще раз подчеркну, уже на стадии планирования работы необходимо проконсультироваться с научным руководителем и научными консультантами. Сейчас посредством Интернета имеется возможность связаться со специалистами разного уровня, поэтому не стесняйтесь, задавайте свои вопросы и обращайтесь за консультациями.

Хотел бы обратить внимание на еще один очень важный аспект, при написании научно-исследовательской работы или проекта необходимо задуматься о практической значимости Вашей работы, о последующей «судьбе» итогов Вашей работы. Конечно, возможно поставить для себя такие приоритеты: написать работу, решить поставленные написании работы «Священник Петр Зверев в истории села Казаки», считаю целесообразным разработать предложения об увековеченье памяти известного земляка и обратится в администрации сельского совета с Казаки и Елецкого района, оформить раздел экспозиции школьного музея, написать статью в районную газету. Связаться с редакцией т\к «Липецкое время» для съемки сюжета о прославленном земляке и т.д.

И так если Вы определились с темой, сформулировали цели и задачи, подобрали литературу, источники и приступили к работе, то полученные материалы оформляются в научно исследовательскую или проектную работу. Как мы отмечали выше, главным критерием при оформлении работы является положение о мероприятии, в котором Вы планируете принять участие. Тем не менее, практически все работы структурируются по следующему принципу:

Титульный лист. Где содержится информация о Вашем учебном учреждением, тема работы, фамилия, имя, отчество (ФИО) автора работы (иногда возраст или в каком классе учитесь), ФИО, место работы и должность научного руководителя и консультанта, место выполнения работы и год выхода в «свет» Вашего труда.

Содержание(оглавление) включает перечень заголовков отдельных частей с указанием номеров страниц.

Введение. Содержит обоснование актуальности выбранной темы, цели и содержания поставленных задач, формулировку гипотезы, указание предмета и объекта исследования. Краткий обзор методов исследования, источников и литературы, проведенных консультаций. Обзор проведенных Вами работ.

Основная часть -излагает полученные результаты. Содержание основной части должно соответствовать теме и полностью раскрывать её. В зависимости от темы основная часть разбивается на главы. Анализ литературы включает использование современных основополагающих (основных) работ по проблеме. Анализ источников включает описание и характеристики источников по теме. Иногда в отдельную главу выносят описание методов проводимых исследований. Целесообразно делить по главам и параграфам в соответствии с поставленными в работе задачами.

Заключение - содержит выводы, обоснованность самостоятельности, новизны исследования, теоретического и практического значения полученных результатов.

Библиографический список - содержит перечень публикаций, изданий, источников, использованных автором в соответствии библиографическим описанием по ГОСТу Р 7.0.5-2008. (оформление ссылок указывается в положении, если в положении не указано, то рекомендуем познакомиться с требованиями ГОСТа Р 7.0.5-2008 в Интернете ).

В тексте работы должны быть ссылки на источники, указанные в библиографическом списке.

Приложения - содержат дополнительные материалы (графики, схемы, таблицы, фотографии, рисунки, т.д.), которые способствуют лучшему пониманию полученных автором результатов. Приложение нумеруются (например, приложение1, приложение№5 или рис 1, таблица 6). Обращаем внимание, что в тексте обязательно должны быть ссылки на каждое приложение.

Любая исследовательская работа должна быть надлежащим образом оформлена. Если Вы готовитесь к конкретной олимпиаде, конференции или конкурсу, то обязательно у каждого из этих мероприятий имеется положение, в котором оговаривается правила оформления. В положении указываются необходимость тех или иных разделов, правила оформления заявки, тезисов, резюме на иностранных языках, самой работы, список принятых сокращений, правила оформление литературы, иллюстративного материала и приложений. Очень часто работа дублируется на электронный носитель и в определенных программах. Очень важно выдержать требования к размеру шрифта, межстрочечному интервалу, требования к форматированию текста, абзаца, а также представить иллюстративный материал в растовом (фотографии) и векторном расширении. Особую сложность в электронном виде представляют таблицы, графики или диаграммы. Уточните или внимательно ознакомитесь с требованиями положения, в каких программах, возможно, представить этот иллюстративный материал. Оцените целесообразность представления таблиц и т.д. в формате допустимых рисунков (воспользуйтесь кнопкой PrScn и простейшим графическим редактором, например Paint или Paint.NET).

Особое внимание уделите публичной защите работы и подготовке презентации (если условия проведения мероприятия это позволяют). Обращаю ваше внимание, что текст работы и само выступление (в том числе и презентация) - это абсолютно разные вещи. К публичному выступлению (защите) необходимо очень тщательно готовится и просто ознакомить с текстом научной работы, как, правило, не достаточно, да и ограничения по времени выступления не позволяют зачитать весь текст научной работы. Будет очень обидно, если Вы успеете изложить только половину работы, а до выводов в своем выступлении так и не дойдете.

Как уже отмечалось выше, необходимо внимательно читать положение о проведении мероприятия и учитывать предъявляемые требования. Но не всегда в процессе написания работы Вы будете иметь положение, поэтому если это традиционное, ежегодно повторяющееся мероприятие (областная краеведческая конференция), то есть возможность ознакомиться с положением за прошлые годы. Как правило, 80-90% требований остается без изменений, поэтому уже при оформлении работы на конкурс дополнительная работа будет минимальна и будет время сосредоточиться для подготовки к публичному выступлению.