Опубликованы темы эссе заключительного этапа конкурса проектов «Большие вызовы»

C 10 апреля 2021 года начнется заключительный этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы». Его участниками становятся победители и призеры регионального трека конкурса. Полный список участников будет опубликован до 5 апреля на официальном сайте конкурса.

Напомним, что заключительный тур проходит в три тура:

  1. 17 апреля 2021 года на базе Центра поддержки одаренных детей «Стратегия» проводится первый отборочный тур заключительного этапа, который проходит в формате выполнения заданий, сформированных экспертными комиссиями по каждому направлению конкурса.

  2. С 5 апреля 2021 года по 10 апреля 2021 года проводится второй отборочный тур заключительного этапа, который проходит в виде заочной оценки эссе участников экспертными комиссиями. Участники должны ввести эссе по выбранной ими теме в текстовое поле в заявке на заключительный этап Конкурса, которая вскоре появится в их личных кабинетах. Отметим, что объем эссе составляет от 1 500 до 3 000 знаков с учетом пробелов.

  3. С 24 апреля 2021 года по 15 мая 2021 года проводится третий тур заключительного этапа конкурса, который состоит из индивидуального очного собеседования участника и членов экспертных комиссий заключительного этапа Конкурса.

Обращаем ваше внимание, что в срок с 5 по 10 апреля участники заключительного этапа должны загрузить итоговую версию своей проектной работы на онлайн платформу «Сириус. Онлайн».

Подробно ознакомиться с положением порядком проведения заключительного этапа Всероссийского научно-технологического конкурса проектных работ школьников «Большие вызовы» можно здесь.

А с регламентом проведения второго отборочного тура заключительного этапа конкурса здесь.

1 апреля 2021 года экспертная комиссия заключительного этапа Конкурса определила темы эссе, из которых участникам необходимо будет выбрать одну.

Темы эссе для направлений конкурса, определенных в Липецкой области:

Агропромышленные и биотехнологии

  1. Опишите влияние одной из Нобелевской премий, присужденных с 1980 года, на развитие агропромышленных и биотехнологий.

  2. Предложите решение проблемы, актуальной сегодня для агропромышленных и биотехнологий, с точки зрения инженерной биологии.

  3. Можно ли считать/назвать организмы, полученные в результате геномного редактирования, генетически модифицированными?

  4. Придумайте фермент, который не существует в природе, но наличие которого очень помогло бы человечеству. Опишите, как его можно получить, укажите из каких источников вы будете брать «блоки» для этого фермента.

  5. Подумайте, можно ли воссоздать популяцию из одного клонированного животного или растения? С какими трудностями столкнутся исследователи?

  6. Почему в генетических банках сохраняют сорта, которые вышли из оборота из-за каких-то недостатков?

  7. Как вы считаете, почему невозможно создать сорт, устойчивый ко всем болезням на все времена?


Беспилотный транспорт и логистические системы

  1. Смогут ли беспилотники взаимодействовать с имеющейся инфраструктурой, или необходимо ее менять?

  2. Будет ли продолжать развиваться транспорт во всех средах, или в будущем нас ждет только одна среда для передвижения?

  3. Продолжат ли люди развиваться, отдав часть своих занятий беспилотникам и роботам, или лень победит?

  4. Будущее транспорта: общественный или личный?

  5. Логистическая система внутри одной компании (например, Комус, Amazon и т. д.) как часть логистической системы всего мира.


Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение

  1. Перспективы замещения человеческого интеллекта искусственным.

  2. Как большие данные влияют на нашу жизнь?

  3. Наиболее привлекательная область для применения методов машинного обучения.

  4. Сможет ли криптовалюта заменить обычные деньги?


Когнитивные исследования

  1. Когнитивные исследования в образовании: чем когнитивная наука может быть полезна школе?

  2. Современные методы когнитивной психологии и нейронауки: как изучить человека?

  3. Этические проблемы в когнитивных исследованиях и способы их решения.

  4. Когнитивная психология и нейронаука для всех: зачем каждому человеку знать структуру и функции мозга?

  5. Гены или среда: факторы индивидуальных различий в психологических чертах и когнитивных способностях.

  6. Когнитивная наука будущего: перспективные направления исследований и потенциальные сферы применения научных знаний.


Нанотехнологии

  1. Предложите способ по очистке сточных вод и возможности применения нанотехнологий в данной сфере. Обоснуйте эффективность и экономическую целесообразность.

  2. Предложите пути внедрения и/или области применения функциональных и конструкционных наноматериалов для космической сферы. Приведите примеры.

  3. Опишите возможный функционал исследовательского космического аппарата в области нанотехнологий.

  4. Как вы видите развитие нанотехнологий через 20 лет и степень проникновения в отрасли производств? По возможности приведите примеры, которые кажутся вам наиболее реалистичными. Обоснуйте ответ.


Нейротехнологии и природоподобные технологии

  1. Роль молекулярно-генетических методов в изучении древних растений и животных.

  2. Физика и химия в исследовании объектов культурного наследия.

  3. Редактирование генома: величайшее благо или абсолютное зло?

  4. Природоподобные технологии – основа устойчивого развития государства.


Современная энергетика

  1. Можно ли создать вечный источник бесперебойного питания для электронных устройств?

  2. Какой из возобновляемых источников энергии самый перспективный для обеспечения электроснабжения населенного пункта?

  3. Каковы слабые и сильные стороны аккумуляторов для мобильных устройств с механическим способом заряда?

  4. Насколько перспективно использование атомных станций в районах Крайнего Севера?

  5. Смогут ли волновые электростанции широко применяться на Черноморском побережье России?

  6. Насколько важно повышать эффективность металлургических печей с точки зрения экологии?