Литература для одаренных школьников

Олимпиадные соревнования продолжаются. 15 января 68 школьников из Липецкого региона продемонстрируют свои знания в области литературы на региональном этапе Всероссийской олимпиады (ВсОШ). В этом году произошло изменение регламента проведения регионального этапа. Если раньше олимпиаду писали два дня: в первый день – аналитический тур (5 часов), а во второй – творческую часть (5 часов), то с этого года ВсОШ по литературе будет проходить за один день.

Как отметил председатель центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по литературе Сергей Волков: «Многие регионы жаловались на организационные трудности – в два дня сложнее и затратнее проводить региональный этап олимпиады: нужно селить где-то привезенных из области детей. Мы пошли им навстречу. Типы заданий сохраняются, они все так же проверяют аналитические и творческие навыки. Но теперь в нашем распоряжении только пять часов. В рамках этого времени мы и предложим соответствующие задания».

«Мы исходим из того, что олимпиада по литературе должна обязательно меняться, она не должна превращаться в набор более-менее сходных, прогнозируемых заданий, которые из года в год воспроизводятся. Это внутренняя причина того, почему мы решили поменять регламент проведения регионального этапа. Мы полагаем, что олимпиада все-таки должна быть, с одной стороны, живой, с оригинальными заданиями. Эти задания мы старались и в предыдущие годы делать достаточно непредсказуемыми. С другой стороны, олимпиада всегда в некотором смысле прогнозируется, потому что аналитический тур был и остается», - объяснила в ходе вебинара для организаторов регионального этапа зампредседателя предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по литературе Татьяна Кучина.

Участникам олимпиады предлагается провести целостный анализ текста - прозаического или стихотворного. Выбор типа текста – исключительное право ученика. Анализируя текст, ученик должен показать степень сформированности аналитических филологических навыков - именно они и станут предметом оценки. Ученик сам определяет методы и приемы анализа, структуры и последовательность изложения своих мыслей. Анализ текста проводится для того, чтобы уточнить, углубить, развить первичное понимание, увидеть произведение как сложно организованное единство элементов, несущее в себе смысл.

Максимальное количество баллов – 70, из них самым «дорогим» критерием (30 баллов) является первый: «Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту».

В Центре «Стратегия» ведущие преподаватели вузов г. Липецка готовят учащихся 8 – 11 классов к олимпиаде по литературе. Надеемся, что наши олимпиадники достойно выдержат не только региональные, но и заключительные испытания.

Результаты олимпиады будут опубликованы 18 января на сайте «ВсОШ. Липецкая область»